N Drew Matthews

1386.9
Россия, Москва

Туризм – как перспективное направление развития экономики России

image

 

Ни для кого не секрет, что в мировых масштабах туризм является активно развивающейся отраслью, которая имеет большое значение для развития экономики многих регионов мира.

1. Туристская отрасль в мире.

Туристская отрасль одна из самых динамичных в современном мире. 

• Темпы ее роста опережают темпы развития большинство иных отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) в период 2006-2015 гг. среднегодовое увеличение спроса составляет около 4,6%.
• В ее обороте около 6 триллионов долларов, каждый 8 занятый в мире трудится в туристской сфере. Из 50 триллионов долл. США мирового валового продукта 1,5 триллиона туристских ( или 3%). Такой же вклад в мировую экономику от целых государств, таких как Великобритания, или Италия, или Франция, чуть больше России или Бразилии, или на один процентный пункт меньше, чем от всего мирового сельского хозяйства.
• В настоящее время (по данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC)) число путешествий в мире стало практически сопоставимо с числом жителей планеты: почти 5 миллиардов человек. Из этого числа без малого миллиард путешествий с пересечением границ и около 4 миллиардов в границах своих государств.
• Для трети стран участников туристского рынка поступления от путешествующих составляют основную статью дохода, а в 80 странах они входят в первую пятерку источников, формирующихбюджет.

 

Становление и развитие этой перспективной отрасли экономики в России по существу только начинается, однако есть все предпосылки, чтобы одним из  важных направлений развития Российской Федерации стал туристический бизнес.

2. Разнообразие продуктов российского туризма

Российская Федерация обладает огромной территорией, богатым историческим и культурным наследием, а в отдельных регионах - нетронутой, дикой природой, что является предпосылкой развития различных форм туризма: 

• летнего и зимнего, 
• культурно-познавательного, 
• экологического, 
• сельского, 
• экстремального туризма, 
• охоты и рыбной ловли, 
• бизнес-туризма и пр.

3. Экономические показатели туризма в России

Современное развитие туристской отрасти России характеризуется следующими показателями:

• Вклад туристской отрасли в ВВП равен 357,1 млрд. руб., то есть доля отрасли в экономике составляет 1,5% ВВП. Однако поскольку туризм затрагивает все секторы экономики, его реальный вклад вместе с сопряженными отраслями экономики намного больше: 1910,7 млрд. руб., что составляет 7,8% ВВП.
• В туристской индустрии России трудятся 863 тыс. чел (1,3% всех рабочих мест), а с учетом мультипликативного эффекта туризма около 5 млн. рабочих мест.
• Количество иностранных туристов, посетивших Россию составляет порядка 5 млн. человек (Росстат).
• Общая сумма расходов иностранных туристов в России 3,2 млрд. долларов США (экспертные оценки).

 

Вместе с тем, следует признать, что пока на туристской карте мира Россия остается белым пятном. Об этом свидетельствует следующие факты:

• Малый поток туристов, приезжающих в Россию из-за рубежа (5 млн.человек) по сравнению с внутренним (27 млн.человек) и выездным туризмом(7 млн.человек).  
• Ограниченное количество городов, районов и территорий, куда этот поток направляется: на Москву и Санкт-Петербург, а также Московскую и Ленинградскую области приходится 40% посещений, а с учётом посещаемости соседних со столичными центрами культурных объектов (во Владимирской, Ярославской, Тульской, Псковскойи Новгородской областях) – 47.
• Чрезвычайно низкое значение туризма в экономике и социально-культурной жизни большинствароссийских городов и регионов.

 

Среди основных причин следует выделить:

• Состояние и уровень развития туристской инфраструктуры.Процесс освоения туристских богатств России стал развиваться только с конца 1960-х годов и фактически закончился к концу 1980-х годов. Созданная за этот период материально-техническая база размещения туристов и инфраструктурный сектор во многом морально и физическиустарели, частично разрушились или поменяли свои функции. Новая волна развития носит точечный характер и происходит в регионах-донорах российского бюджета или в рамках проектов, представляющих несомненный инвестиционный интерес. В целом, обеспеченность материальной базы туризма в России остается одной из самых низких среди развитых стран и тем более среди стран с ярко выраженной туристской ориентацией.
• 79 % гостиниц в нашей стране относятся в настоящее время к некатегорийным.
• Неравномерность размещения гостиничной сети по территории страны. Так, районы Сибири, Дальнего Востока, Севера, которые располагают очень интересными историко-культурными, туристскими ресурсами, не только не имеют необходимой сети туристских учреждений, но и даже порой сократили ее за годы кризисного периода развития экономики.
• Проблема туристского транспорта.Парк авиационного и речного транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшей техники, кроме того, услуги этих видов транспорта по цене являются малодоступными среднему туристу. Уже в ближайшие годы состояние транспортных средств может достичь критического уровня, за которым следует нарушение ритмичности движения и угроза безопасности пассажиров. Некоторые речные и морские пароходства прекратили проведение туристских рейсов (особенно острая ситуация сложилась на реках полярного бассейна). Практически отсутствует специальный туристский железнодорожный транспорт.
• Отсутствие должного разнообразия организационных форм охраны и использования объектов культурного наследия.
• Особо следует остановиться на проблеме коммунального хозяйства в исторических городах. Нельзя получить удовольствие от знакомства с памятником архитектуры, если вокруг мы видим неухоженные кварталы, а грязь, безвкусные новые строения, бедность и разруху. С этим напрямую связано и отношение самих жителей к своим памятникам.

 

 

4. Туризм – комплексный стимул развития.

В месте с тем роль туризма как фактора экономического развития в Российской Федерации должна быть значительно усилена.

Развитие туристской отрасли имеет огромное значение с точки зрения:

• создания позитивного образа России, ее регинов, делает её привлекательной не только для туризма, но и для инвестиций в другие сферы деятельности;
• увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также обеспеченности занятости населения;
• повышения образовательного и культурного уровня населения России. 

Кроме того, развитие туристической отрасли для регионов России может являться мультипликатором для развития экономики регионов, реализации их богатого природного, культурного потенциала.

 

Развитие туристской отрасли невозможно без решения обозначенных выше проблем недостаточного развития туристской инфраструктуры, значительного морального и физического износа существующей материально-технической базы. 

В этой связи инвестиционная составляющая приобретает особое значение в процессе формирования в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.

Поэтому для реализации туристических возможностей России необходимо реализовать комплекс мерам, стимулирующий бизнес к эффективному инвестированию. И такие меры принимаются:

1. Институт особых экономических зон. 

В соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. 

Указанный закон закрепляет правовые основы для создания современных туристических комплексов на территории России, стимулирования инвестиционной и инновационной активности резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, устанавливает особенности административного режима, порядка предоставления налоговых льгот, режима землепользования для дополнительного привлечения отечественных и иностранных инвесторов. 

Государство формирует современную инфраструктуру ОЭЗ. За счет государственных средств будет обустраиваться территория, будут вести туда дороги, коммуникации. То есть фактически будет делаться то, что для бизнеса является в большей степени обременением, и не связано с собственно производственным процессом.

В 2007 года началось финансирование процесса создания в России особых экономических зон туристско-рекреационного типа. 

Кроме того, Ростуризм полагает при управлении ОЭЗ (совместно с РосОЭЗ) оказывать необходимую информационную, методическую и консультационную поддержку резидентам особых экономических зон туристско-рекреационного типа по их запросам и в инициативном порядке. 

По результатам практики функционирования особых экономических зон планируется подготовить сборник информационно-методических материалов по деятельности предприятий туристской индустрии в ОЭЗ, разместив его на официальном сайте Ростуризма.

2. Федеральные целевые программы.

Действенным механизмом консолидации усилий государственного и частного секторов вразвитии туристской инфраструктуры являются федеральные целевые программы, по ряду которых Ростуризм выступает в качестве государственного заказчика.

Указанная государственная поддержка стимулирует привлечение частных инвесторов к строительству гостиничных комплексов и иных туристских объектов, поскольку не только снижает их издержки, но и повышает привлекательность соответствующих туристских ресурсов в связи с затратами государства на улучшение транспортной доступности, повышение комфортности территории для путешествий и отдыха, способствует улучшению инвестиционного и бизнес-климата регионов.

Отмечу разрабатываемые при участии Ростуризма:

Концепцию федеральной целевой программы «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов», в которой формируются механизмы решения задач сохранения историко-архитектурного наследия, в том числе в интересах развития туристической отрасли. 

Концепция программы «Речные круизы России».

Концепция программы «Развитие сельского туризма в Российской Федерации»

3. Инвестиционный фонд

Взаимодействие Ростуризма, региональных органов власти, частных инвесторов возможно в рамках Инвестиционного фонда. Его основная задача –  софинансирование крупных инвестиционных и инновационных проектов, реализуемых совместно государством и частным бизнесом.

Привлечение средств Инвестиционного Фонда расширит возможности бизнеса в реализации проектов развития туристской отрасли через прямое государственное финансирование (до 75% стоимости проекта компенсируется из федерального бюджета) и предоставлениегосударственных гарантий.

Ростуризм  во взаимодействии с региональными органами власти, представителями бизнес-сообщества будет осуществлять анализ и оценку инвестиционных проектов, которые направлены на формирование качественной инфраструктуры туризма, стимулирующей и облегчающей инвестиции, имеют важное значение для развития экономики, а также реализации отдельных проектов.

4. Содействие развитию туристских кластеров.

Особую роль в процессе формирования в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, создания привлекательных условий для инвестора могут сыграть кластеры и региональная политика, основанная на кластерах.

Кластерная система организации туристического бизнеса обеспечит его участникам доступ к новым технологиям, квалифицированной рабочей силе, информации, бизнес услугам, поможет проводить высокий уровень необходимых экспертиз. 

Кластерное развитие туризма позволит организовать эффективное сотрудничество междурегионами России, создаст возможность для инновационного и производственного роста инфраструктуры индустрии туризма.

В качестве приоритетных направлений кластерной политики могут быть определены:

• поддержка аналитических исследований относительно структуры кластера, сильных и слабых сторон кластера, разработка стратегии и плана развития кластера;
• создание в кластерах центров по обмену знаниями и установлению контактов, привлечение заинтересованных организаций к совместным действиям в рамках кластера;
• реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий;
• повышение эффективности программ профессиональной подготовки кадров в соответствии с потребностями кластера, в том числе через корректировку учебных планов учреждений профессионального образования, совместную организацию программ переподготовки и повышения квалификации кадров, стажировок, поддержку образовательного кредитования;
• содействие коммерциализации результатов исследовательской деятельности;
• повышение требований к качеству товаров и услуг, производимых в рамках кластера;
• конкурсная поддержка развития инженерной и социальной инфраструктуры в зоне размещения кластера, предоставление субсидий кредитование в зоне размещения кластера.

В рамках разработки ведомственного плана мероприятий по развитию частно-государственного партнерства в Российской Федерации Ростуризм прорабатывает возможность реализации пилотных проектов поддержки развития кластеров.

 

Решение задачи повышения конкурентоспособности российского туристского продукта, инвестиционной привлекательности туристической сферы не может быть выполнено активного участия региональных и муниципальныхорганов власти:. это и участие региональных и муниципальных бюджетов в софинансировании федеральных мероприятий в рамках ОЭЗ и ФЦП, создание собственных целевых программ развития туризма, содействие продвижению регионального туристского продукта на рынках России и зарубежья.

За последние годы значительно выросло число субъектов Российской Федерации, реализующих целевые программы развития туризма. В настоящее время 27 субъектов Российской Федерации имеют такие программы, а в 10 субъектах идет их разработка.

В реализуемых региональных программах развития туризма на строительство, реконструкцию туристической инфраструктуры предполагается  выделение 14,3 млрд. рублей за 5 лет, т.е. около 2,8 млрд. рублей ежегодно.

На финансирование продвижениятуристического продукта субъекты Российской Федерации в 2006 году предусмотрели в своих бюджетах свыше 800 млн. рублей, что превысило уровень 2005 года в полтора раза, а 28 субъектов Российской Федерации увеличили финансирование по данному направлению почти в два раза.

В тоже время Ростуризм полагает важным обеспечить координацию и методологическое сопровождение региональных программ, инвестиционных проектов и согласование их с государственными задачами развития туризма в целях формирования благоприятного инвестиционного климата России, ее регионов. Одним из направлений данной работы станет создание реестра региональных инвестиционных проектов, который станет информационной базой перспективных к реализации туристских проектов и продвижение проектов, включенных в указанный реестр до потенциальных инвесторов.

Большая роль в совершенствовании комплекс экономических и организационных мер по привлечению внебюджетных инвестиционных средств должна принадлежать регионам и муниципалитетам. Принимаемые на федеральном уровне законы и концепции не могут решить все проблемы, связанные с низкой инвестиционной привлекательностью, невозможностью обеспечить приток внебюджетных средств к реализации проектов. 

Инициатива на локальном уровне по стимулированию притока инвестиций играет роль дополнительного катализатора. Местные власти, в отличие от федеральных, могут работать непосредственно с каждым инвестором. Но речь идет не об индивидуальных льготах, а о создании благоприятного инвестиционного климата и возможности для каждого инвестора получить консультацию и необходимую помощь.

 

Одной из ключевых сфер взаимодействияорганов государства с  предприятиями туристской индустрии, направленной на повышение инвестиционной привлекательности туристской сферы, является продвижение национального туристского продукта на внешнем и внутреннем рынке. 

В рамках выполнения государственных функций по рекламно-информационной поддержкетуристской индустрии Ростуризмом организован выпуск некоммерческой рекламной печатной продукции  на 14 языках, которая распространяется на крупных международных выставках, а также в официальных российских представительствах за рубежом. 

На цели продвижения российского туристского продукта также направлены работающий с момента основания Ростуризма ведомственный сайт в сети Интернет, электронный информационный бюллетень Агентства. Уже более года выходит ежемесячный полноцветный журнал «Туристический Олимп», адресованный как специалистам туристского рынка, так и самому широкому кругу потребителей туристских услуг. 

Государство в лице Ростуризма призвано выполнять организационно-координирующую роль в развитии выставочно-ярмарочной деятельности в сфере туризма. Длительное время участники туристского рынка России самостоятельно и разрозненно участвовали в международных выставках, рекламируя, в основном, собственные возможности.  Ростуризм организовал представление туристского потенциала страны на зарубежных специализированных выставках единым российским национальным стендом. В данном случае участие Ростуризма как государственного партнера субъектов туристского бизнеса значительно усиливает эффективность продвижения России на зарубежных туристских рынках, одновременно повышая рекламную привлекательность каждого участника выставки.

 

Целям  продвижения всех секторов туристской индустрии на внутреннем и международном рынках способствует организованная Ростуризмом ежегодная отраслевая выставка принципиально нового типа «INTOURMARKET (ITM)».

Механизмом реализации взаимодействия государства и бизнеса в сфере продвижениянационального туристского продукта на внешнем и внутреннем рынке является совместное финансирование названных мероприятий. Ростуризм несёт затраты по формированию рекламно-информационных изданий, организации национального стенда и бронированию участия в выставочно-ярмарочных мероприятий субъектов российского туристского рынка, которые, в свою очередь, оплачивают свою рекламу и  экспонирование на выставках.

 

Необходимо признатьобъективную необходимость формирования в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, который обеспечитширокие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах и будет повышать значение туризма в экономике России.

 

 

N Drew Matthews25 апреля 2015
1010
 0.00